Дворец детского творчества "У Вознесенского моста", г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, ул. Гражданская, д.26




ИСТОРИЯ

История Дворца

Педагоги

Выпускники

***

На главную

История Дворца детского творчества


Дворец детского творчества
Здание Дворца
Архитектор
Гражданская улица


Дворец детского творчества


27 января 1931 года был организован районный Дом Коммунистического воспитания детей, который расположился по адресу: ул. 3–Июля (будущая Садовая улица), д.38.
Дворец детского творчестваС 1937 г. Дом коммунистического воспитания детей находился по адресу: ул. Гражданская, д. 26., в здании, которое построил в 1884–1886 г. архитектор Иерохим Китнер. Данное сооружение предназначалось для Петербургского мирового съезда и сиротского суда. Здесь находилась Канцелярия съезда мировых судей.
В период с 1893 по 1895 в этом здании В.И. Ленин проводил бесплатные юридические консультации для рабочих.
С декабря 1939 г. Дом коммунистического воспитания детей был переименован в Дом пионера и школьника (ДПШ) Октябрьского района.
В годы Великой Отечественной войны в этом здании размещался штаб противовоздушной обороны, одновременно продолжали работать детские коллективы художественной самодеятельности, проводились новогодние праздники.
В связи с началом работ по разминированию зависшей между этажами бомбы ДПШ очередной раз сменил свой адрес и вернулся на ул. Гражданскую, д.26 только в 1957 г.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 11 марта 1994 г. произведена реорганизация Ленинского и Октябрьского районов в Адмиралтейский район.
В мае того же года ДПШ был переименован и стал называться Дворцом детского творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района.
В 1995 году коллектив Дворца детского творчества стал победителем городского конкурса педагогических достижений.

ИСТОРИЯ ДВОРЦА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Здание Дворца


В связи с судебной реформой 1864 года в России было учреждено ведомство мирового суда. Избираемые городскими думами мировые судьи должны были разбирать мелкие уголовные преступления и тяжбы, склоняя по возможности стороны к примирению и полюбовному решению дел.Проект здания Мирового съезда. План первого этажа. 1885 г.Проект здания Мирового съезда. Главный фасад. 1885 г. Недовольные приговором мирового судьи могли обжаловать его в местный съезд мировых судей. В личный состав столичного съезда входили, наряду с 12 почетными судьями, 26 участковых судей. Столичный Мировой съезд, находившийся в то время в доме княгини Е.М.Волконской на углу Графского переулка и набережной реки Фонтанки, нуждался в подходящем помещении. Для этого и некоторых других городских учреждений Китнер составил в 1883 году проект нового здания на месте ветхого пожарного дома на Мещанской (ныне Гражданской) улице, 26, на участке, выходившем узкой полосой на набережную Екатерининского (ныне Грибоедова) канала, 75. Закладка здания произошла в июле 1884 года, и завершили его постройку в конце 1885 года. Новый трехэтажный дом имел три световых двора. В нем помещались, кроме столичного Мирового съезда, кабинеты для участкового мирового судьи, аукционная камера, сиротский суд и два городских начальных училища. Зал заседаний Мирового съезда. Фото 1886 г. Залы для судопроизводства — в два света — находились вдали от уличного шума в центральном дворовом корпусе, расположенном параллельно Мещанской улице, и освещались с двух сторон окнами, выходившими в световые дворы. Школьные помещения устроили со стороны Екатерининского канала. Главный оштукатуренный фасад по Мещанской улице зодчий спроектировал с чертами неоренессанса и неоклассицизма. Элементы декора поэтажно не повторялись. Первый этаж имел рустовку и окна с замковыми камнями, лепными кронштейнами и гирляндами. Проемы второго этажа были обработаны профилями и расположенными над ними панно. Выше на главном фасаде выделялись обрамления из стилизованных пилястр и лепные панно. Более пышно оформлялись боковые ризалиты на одну ось. Окна первого этажа (первоначально здесь предполагались двери) были акцентированы фигурными профилями и большими лепными кронштейнами, а проемы второго — колоннами и треугольными фронтонами. Парадная лестница. Фото конца XIX века Арочные обрамления окон третьего этажа имели картуши с гербами Петербурга. Ризалиты завершались высокими фигурными аттиками. Средний вход с Мещанской улицы вел в помещения Мирового съезда. По его оси размещался вестибюль с лестницей, соединенной с аванзалом перед залами судопроизводства. Парадно решенная лестница создавала необходимую для учреждения строгую представительность. Фасад здания со стороны канала Китнер оформил более лаконично с использованием руста и профилей.
Архитектор стремился к экономии. При постройке самые дешевые цены заявили: на земляные работы (за вывозку земли и поставку песка) — купец П.Елецкий; за поставку тосненской извести и отборную бутовую плиту — купец А.Благодарен; за красный кирпич — товарищество обработки строительных материалов и кирпичный завод В. Зубинского; за плотничные работы — купец Никаноров; за кладку кирпича — купец И.Романов. К существенным сбережениям относилась статья об отоплении из-за замены водяного — духовым с увлажнением. Китнер выбрал лучшую из существовавших систем — систему Г.С.Войницкого с автоматическим увлажнением, используемую для общественных учреждений. Главный фасад. Фото конца  XIX века В санитарно-техническом устройстве впервые применялся метод сжигания твердых нечистот.
Здание Мирового съезда отличалось прогрессивными конструктивными особенностями. Междуэтажное перекрытие над просторным аванзалом, несущее большую нагрузку от архива на третьем этаже, сконструировали из железных прогонов и балок, открытых снизу и поддерживающих бетонный пол, что обеспечивало пожарную безопасность. В архивных помещениях устроили также бетонные потолки на подпружных арках и бетонные перегородки. Это было одним из ранних примеров использования железобетона в гражданском строительстве. В интерьерах здания господствовало стремление к простоте. Больше всего внимания уделялось оформлению залов судебных заседаний и аванзала для публики. Но и здесь Китнер ограничился открытыми деревянными потолками, отделанными в соответствии с характером помещений. В описании этого дома в журнале «Зодчий» за 1886 год он приводил веские доводы о рациональности таких потолков по сравнению с оштукатуренными. В частности, он писал: «С эстетической стороны открытые потолки представляют преимущество, что в больших и высоких помещениях глаз наш не утомляется гладким белым полем, как в штукатурном потолке, где для уничтожения однообразности надо прибегать к различным тягам и лепным украшениям, которые обходятся очень дорого <...> В открытых потолках пересечением балок по двум направлениям можно составить легкие и красивые кессоны, которые можно покрыть трафаретной живописью, при сравнительно небольшой затрате»
ИСТОРИЯ ДВОРЦА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Архитектор

Иероним Севастьянович Китнер - архитектор здания Петербургского Мирового съезда.
Иероним Севастьянович Китнер, один из ведущих зодчих России конца XIX века, родился в 1839 году в Петербурге, в семье лампового мастера. Его учителем был известный теоретик зодчества инженер А.К.Красовский. Китнер занимался также у архитектора А. И. Ланге и брал уроки у художника П.П.Чистякова.
После окончания Строительного училища в 1859 года И.С.Китнер работал в мастерской А.И.Штакеншнейдера. Свое образование архитектор завершал в Германии, Италии, Франции и других европейских странах. Вернувшись в Петербург в 1867 году он работал у архитектора А.И.Резанова.
С 1868 года, в течении 30 лет преподавал основные архитектурные дисциплины в Строительном училище, преобразованном потом в Институт гражданских инженеров. Имя зодчего неразрывно связано с жизнью Общества архитекторов, где он работал более 40 лет на руководящих постах, в том числе был его председателем.
И.С.Китнеру принадлежала видная роль в издании журнала «Зодчий», учреждения в России школы десятников строительного дела, организации съездов зодчих.
Творчество И.С.Китнера относится в основном к периоду эклектики. Он был пропагандистом нового «кирпичного стиля» в архитектуре.
Самостоятельная деятельность И.С.Китнера началась с 1876 года. Архитектор построил в нашем городе много зданий самого различного назначения.
На территории Адмиралтейского района одной из первых его работ была перестройка доходного дома Ф. И. Ольсони на углу Садовой, 36 и Гороховой улиц и надстройка его пятого этажа.
В 1881-1883 годах он построил здание Института гражданских инженеров, которое теперь в перестроенном виде входит в комплекс Инженерно-строительного университета на 2-й Красноармейской улице.
В 1890-1893 годах И.С.Китнер осуществил по своему проекту капитальную перестройку дома Общества поощрения художеств на Большой Морской улице, 38 /ныне Союз Художников/, на участке выходящем на набережную Мойки, 83.
В 1892 году И.С.Китнер был назначен председателем комитета по перестройке и ремонту зданий Института инженеров путей сообщения.
Доходные дома построенные в районе по проекту И.С.Китнера:
Доходный дом В.Ф.Штрауса - пл.Репина д.10, 1873-1874 гг. Совместно с В.А.Шретером.
Доходный дом. Гороховая улица, д.46. Перестройка. 1871-1872 совместно с В.А.Шретером.
Жилой дом и фабрика шелковых изделий А. И. Ниссена. Наб. р, Фонтанки, 183 - улица Лабутина, 34 - Калинкин переулок, д. 1. 1872-1873гг. Совместно с В.А.Шретером.
Здание Николаевского общежития студентов Института инженеров путей сообщения. Московский проспект, д. 11. 1893-1895гг.
Здание художественно-ремесленных мастерских Общества поощрения художеств. Переулок Гривцова, д. 6. Перестройка. 1896г.
Дом служащих Института инженеров путей сообщения. Садовая, д. 50. двор. 1896г.
Доходный дом И.С.Китнера. Наб.р. Фонтанки, д. 165 - Прядильный переулок, д. 7. Перестройка. 1903-1904гг.
Лабораторный корпус Института Инженеров путей сообщения. Садовая, д. 50, двор. 1909-1911гг.
Главное место в практике Китнера занимало строительство учебных и общественных зданий разного назначения.
Здание, в котором находится наш дворец детского творчества «У Вознесенского моста» архитектор построил для Петербургского Мирового съезда, сиротского суда и других городских учреждений в 1884-1886 годах. Главный оштукатуренный фасад на Мещанской улице / ныне Гражданская, 26/ выполнен в формах позднего классицизма.
Здание Мирового съезда отличалось новыми конструктивными приемами. Так, междуэтажное перекрытие над просторным аванзалом с четырьмя опорами из серого мрамора выполнено из железных прогонов и балок, открытых снизу и покрытых сверху бетонной плитой.
В залах судебных заседаний и аванзале для публики архитектор Китнер оставил открытые деревянные потолки, отделанные в соответствии с характером помещения.
И.С.Китнер принимал живое участие в художественной жизни Петербурга, был большим знатоком искусства.
В 1911 году зодчий был избран почетным членом Академии Художеств. Прожив еще семь лет в Петербурге, он уехал к дочери в Германию, где и умер в 1929 году.
ИСТОРИЯ ДВОРЦА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Гражданская улица

Гражданская улица до 1918 года именовалась Средней Мещанской, находится между каналом Грибоедова и Вознесенским проспектом.
Возникла улица в 1710-1730-х годах, когда вышел указ Петра I переселении в Петербург из центральной части России мастеровых людей и их семей. Территория эта называлась Переведенской слободой, так как заселялась иногородними мещанами - ремесленниками, мелкими домовладельцами и торговцами.
Гражданская улица, д.№1.
Доходный дом. Построен в 1831-1832 годах. Включен в существовавший дом. Архитектор - Цолликофер Егор /Георг Рупрехт/ Тимофеевич/ 1802-1874/.
Гражданская улица, д. № 2.
Доходный дом. Построен в 1883 году. Частично включен в существующее здание.
Архитектор - Фиалковский Антон Доминикович. /1842-1898/. Закончил Строительное училище в 1863 году. Работал в Олонецкой губернии /1863-1865/, в Восточной Сибири /с 1866/. Работал архитектором Амурской области /1870-1873/, в Петербурге служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел. Строил набережные и мосты в Санкт-Петербурге.
Гражданская улица, д. № 6.
Доходный дом. Построен в 1857-1858 годах.
Архитектор - Никитин Николай Александрович. /1808-1863/. Архитектор и художник.
Гражданская улица, д. № 7.
Доходный дом. Надстроен и расширен в 1841-1842 годах. Архитектор – Руска /Руско/ Франц Иванович./ 785 - после 1853/. Каменных дел мастер. Служил в кабинете Его Императорского Величества /с 1817/, в Главном штабе с 1829 года. Один из авторов образцовых проектов частных домов для городов России. Построил Петергофскую бумажную фабрику. Участник строительства церкви Воскресения Христова в Малой Коломне, Митрофаниевской церкви.
Гражданская улица, д. № 10.
Доходный дом. Перестроен в 1912 году.
Архитектор - Вейс Василий Константинович, /1862- после 1927/. Закончил Академию Художеств в 1893 году. Служил в главном управлении неокладных сборов и казенной продажи нитей. Работал в Санкт-Петербургском Совете детских приютов.
Гражданская улица, д. № 11.
Доходный дом. Построен в 1859 году.
Архитектор - Фон Витт Василий Васильевич /Людвигович/. /1818-1894/, Окончил Главное инженерное училище в 1840 году. Академик архитектуры /1858/. Преподавал в Николаевском инженерном училище. Работал в Царском Селе, Павловске, в Новгородской и Смоленской губерниях.
Гражданская улица д. № 13.
В 1899 году, во дворе находились производственные здания акционерного общества « Словолитня и производство медных линеек Г. Бертгольд».
Архитектор - Кригер Рейнгольд /Роман/ Иванович. /1863-1935/. Закончил в 1889 году Академию Художеств. Архитектор 1-го Российского страхового общества. Позже - доходный дом акционерного общества Г. Бертгольда. Построен в 1900-1901 годах. Эскизный проект Мейдингерз, доработан и осуществлен В. В. Шаубом. Архитектор Мейдингер Макс. Некоторое время работал в Берлине.
Гражданская улица, д. №15.
Доходный дом. Фасад дома изменен в 1890 году.
Архитектор Бульери Людвиг Федорович /Эдмундович/. Аттестован Академией Художеств в 1853 году.
С 1911 года во дворе дома находился склад акционерного общества «Словолитня и производство медных линеек Г. Бертгольд».
Архитектор - Котов Леонид Васильевич /1877 - ?/. В 1902 году закончил Институт Гражданских инженеров.
Гражданская улица, д. №16.
Здание построено в 1895 году и принадлежало словолитни и механической мастерской Ф.Марка.
Архитектор — Кригер Рейнгольд /Роман/Иванович /1863-1935/. Закончил в 1889 году Академию Художеств. Архитектор 1-го Российского страхового общества.
С 1913 года - доходный дом /двор/ Н.И.Штерна.
Архитектор - Катонин Леонид Иванович /1876 -? /. Академию Художеств закончил в 1904 году.
Гражданская улица, д. №17.
Доходный дом. Перестроен в 1853 году. Архитектор — Карлес П.М.
В 1885 году, дом реконструирован.
Архитектор - Белковский Юлиан Матвеевич. В 1881 году окончил Институт инженеров путей сообщения.
Гражданская улица, д. №19.
Доходный дом. Построен в 1831 году.
Архитектор — Цилликофер Егор /Георг Рупрехт/ Тимофеевич /1802-1874/. Учился в Вене и Берлине.
Гражданская улица, д. №20.
Доходный дом. Построен в 1874-1875 годах.
Архитектор — Винтелъгартер Фома Иванович, Академию Художеств закончил в 1865 году.
Гражданская улица, д. №22.
Доходный дом. В 1900 был изменен фасад дома. Архитектор - Вержбицкий Федор Михайлович /1846-после 1916/. Специалист по железнодорожному и казарменному строительству. Работал в Виледскои губернии /1871-1882/, Полтаве /1882-1886/, Чернигове /1886-1890/. Преподаватель Школы десятников по строительному делу. Член правления Общества гражданских инженеров.
Гражданская улица, д. 25.
Доходный дом. Дом надстроен в 1901 году.
Архитектор Капелинский / Кац - Капелинский/ Максим Юрьевич. /1874-после 1928/. В 1896 году закончил Институт гражданских инженеров. Совладелец кожевенного завода «Аринштейн и Капелинский» - 1910 год.
Гражданская улица, д. № 27.
Доходный дом. Построен в 1875 году.
Архитектор - Розинский Василий Федорович. /1837-1907/. Закончил Академию Художеств в 1860 году. Архитектор перестроил «Русский трактир»на Крестовском острове. Строил здание Ново-Александровского рынка, построил особняк А. С. Грачевой /не сохранились/.
Гражданская улица, д. № 28.
Доходный дом. Перестроен в 1871-1872 годах.
Архитектор — Макаров Михаил Алексеевич /1827-1873/. Закончил Академию Художеств в 1858 году. Академик /1859/, профессор архитектуры /1861/. Архитектор Николаевского сиротского института и Александровского сиротского дома /с I860/. Служил в Опекунском совете /с 1866/. Построил дачи Кушелевой в Лигове, реконструировал Мариинскую гимназию в Петербурге. Автор проектов иконостасов.
ИСТОРИЯ ДВОРЦА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Сайт создан в системе uCoz